Мы надеемся, что опыт молодого человека Али Нияз в Турции, недавно приехавшего и начавшего обучаться в школе-лицее на чужой для себя языке может быть интересен для молодых людей и девушек, которым предстоит жить в Турции, учиться, общаться и заводить друзей здесь. А также для их родителей, которые сейчас принимают решение о переезде в Турцию на ПМЖ!
Али переехал в Турцию из России три года назад и учится здесь в турецкой школе-лицее. В видео он рассказал о том, как построено обучение в Турции, чем оно отличается от Российского, как добиться хороших оценок и, конечно, как не остаться на второй год.
Турецкая школьная система построена по системе 4+4+4, то есть 4 года дети учатся в младшей школе, потом переходят в среднюю школу, где обучение длится еще 4 года.
После этого, в конце 8-го класса, дети сдают очень важный экзамен, который называется LGS – Liselere Geçiş Sınavı или по-русски Экзамен для поступления в Лицей.
Именно по результатам этого экзамена, дети в Турции могут выбирать уровень школы-лицея, в который они смогут бесплатно поступить и продолжить свое обучение.
Начну с того, что я учусь в школе-лицее с туристическим уклоном из-за чего внимание к некоторым предметам, таким как физика, химия, биология, уделяется меньше. Поэтому мой опыт может отличаться от опыта учеников других школ.
Я выбрал эту школу неслучайно. Во-первых, в Анталии специалист по туризму – очень востребованная профессия и, имея такое образование, мне будет легко устроиться на работу. Во-вторых, иностранный язык в этой школе – русский, и оценка по этому предмету у меня, естественно, высокая, что хорошо сказывается на среднем балле по всем предметам.
В турецких школах учебный год делится на 2 полугодия, разделяемых, так называемыми, 15-дневными каникулами в середине - конец января. Стоит отметить, что каникулы длятся дольше, чем 15 дней, потому что 15 - имеются в виду рабочие дни, а с выходными выходит больше.
Также в обоих полугодиях есть одни пятидневные каникулы (вместе с выходными 9 дней). В первом полугодии в ноябре, во втором в апреле.
В каждом полугодии пишется 2 контрольные работы по всем предметам, оцениваемые по 100 балльной системе. Стоит сказать, что каждый учитель в конце полугодия может дать до трёх дополнительных оценок. И он сам решает, за что поставить оценку: за доклад, поведение или… просто за что-то на своё усмотрение.
В отличие от России, здесь оценки не получаются каждый день, например: за работу на уроке или домашнее задание. Они просто учитываются и влияют на итоговую оценку, которую ставит учитель.
Каждый день у нас 8 уроков. Кстати, в 10 классе три дня в неделю их было по 9, из-за того, что в названии школы есть слово "teknik" (технический). Довольно много, не правда ли? Зато домашнее задание дают не очень часто, и это радует.
В самом начале учебного года нужно выбрать предмет, по которому до конца года вы должны будете выполнить проект. Многие предпочитают выбирать этим предметом литературу, т.к. это основная дисциплина, средний балл которой, в конце года должен быть не ниже 50, иначе в следующем году придётся писать контрольную работу за прошлый год.
Чтобы написать теперь уже эту контрольную, вам будет даны две попытки, говорят, что сдать её легко, но если всё же не выйдет, вы останетесь на второй год. Очень серьезное требование. Как вы понимаете, в этой ситуации хорошая оценка за проект не помешает.
Табель с оценками выдается в конце года. В него вписаны ваши средние баллы по каждому предмету за каждое полугодие (те самые 2 контрольные написанные Вами и 2-3 оценки учителя); годовая оценка по ним (средний балл за оба полугодия); средний балл за все предметы (средняя оценка по всем предметам литература, русский, математика и т.д.); количество пропущенных дней, и в итоге: проходите ли вы в следующий класс или остаётесь на второй год.
Кстати, с пропусками всё довольно строго. В год можно пропустить не более 10 дней без причины, а количество пропусков вместе с теми, что по уважительной причине (например, по болезни) не должно превышать 30. Например, если вы пропустили 8 дней без причины, то с уважительной причиной можно пропустить до 22 дней.
Итак, задача каждого ученика – добиться того, чтобы средний балл по всем предметам был выше 50! Особенно по главному предмету, (по литературе) он должен быть выше 50, и тогда вам не придется писать контрольную работу в следующем году.
Меня, конечно, же с самого начала интересовало, насколько часто оставляют на второй год. Самым "опасным" в этом плане оказался 9 класс, именно тогда на второй год остается больше всего учеников. Потом реже: наверное привыкают к нагрузке. Потому приходится постараться. Но, хочу заметить, что вопрос получения нужного количества баллов может стать предметом для переговоров с учителем. Помните, я упоминал про оценку «на усмотрение учителя»?
Еще несколько слов про особенности обучения в турецкой школе, вообще, и в нашей, в частности. Так как у нас школа с туристическим уклоном, то у нас есть два отделения: работа с людьми и кухня.
Ребята со второго отделения много времени проводят на практических занятиях на кухне. Для них есть специальные классы с кухонным оборудованием, мимо которых лучше не ходить голодным. У нас тоже есть интересные предметы, на которых мы уделяем внимание изучению работы отеля, психологии гостей, уходу за собой и многому другому. Мы должны уметь общаться и хорошо говорить. Это навыки полезные на любой работе.
Существенным отличием нашей школы является летняя практика. Она обычно проводится после 10 и 11 классов. Наши ученики проходят ее в гостиницах, которых в Анталии великое множество.
Как говорят, от твоего успеха во время практики может зависеть будущая работа. Отели могут попросить прислать к ним ученика, который отлично себя проявил. Но у меня пока практики не было, т.к. в прошлом году гостиничный бизнес очень пострадал из-за пандемии. Надеюсь, что в этом году все-таки получится поработать. Интересно, да и деньги заработать будет не лишним.
Ах, да, хочу рассказать вам про один предмет, который у нас был в позапрошлом году. Он называется Sosyal etkinlik, что в переводе означает «социальная активность» или «социальная деятельность». Во время этого урока мы убирались в классе, готовили домашние задания, общались между собой или… просто гуляли. Лишний предмет, на мой взгляд. Оценок за него не давали, и мы просто тратили время.
Урок физкультуры проходит примерно, как в России: разминка, побегали пару кругов и можно играть в спортивные игры. К сожалению или к счастью, в нашей школе нет закрытого спортивного зала, поэтому если идёт дождь, то мы сидим в классе и читаем книги. К спортивной форме относятся строго, здесь её носить обязательно (а вот в России, в 8 классе я её не надевал ни разу)
В общем, учиться не сложно, главное, не спать на уроках и готовиться к контрольным работам. Надеюсь мой опыт поможет Вам в обучении в турецкой школе. Пока, и до встречи!
Надеюсь этот материал оказался полезным для вас, ведь в нем было много важных деталей об учебе в турецких школах именно изнутри, которые нельзя встретить больше нигде.
Мы благодарим Али за прекрасное видео и материал. Очень скоро, Али снова будет вместе с нами, чтобы рассказать вам все самое интересное о жизни подростков и детей в Турции от первого лица – не пропустите!
Мы постоянно расширяем формат нашего канала о Жизни в Турции, уже сейчас он содержит самую полезную и нужную информацию о жизни в этой стране, которую вы не найдете больше нигде.
Мы ищем новых талантливых людей, которые живут в Турции давно и хотят стать лицом нашего канала, которые готовы снимать и делиться с нашими зрителями своим опытом жизни здесь. Для этого вам нужно просто написать нам на Ватсап вот по этому номеру +90 537 482 84 23!
Присоединяйтесь к нашей команде, чтобы стать частью самого информативного, интересного и познавательного канала о жизни, недвижимости и бизнесе в этой стране!
Подписывайтесь на наш Youtube канал иИнстаграм-страницу чтобы всегда быть в курсе самых важных событий и новостей о жизни, недвижимости и бизнесе в Турции.
Сергей Волченков,
директор по развитию лидирующего агентства недвижимости в Турции Tolerance